Управление судоходными компаниями на Западе

Выполнение всех командных задач в условиях жесточайшей конкуренции требует исключительно четкой организации управления всеми аспектами коммерческой, технической, навигационной, кадровой деятельности. Требуется ежедневное быстрое решение малых и больших проблем, что достигается непосредственным участием первых и вторых руководителей в повседневной коммерческой деятельности. При этом весь аппарат второго эшелона имеет, как правило, значительно больше полномочий по сравнению с аппаратом наших пароходств. Можем ли мы быть конкурентоспособны, работая в сегодняшних рамках (не рассматривая в данном случае размеры и возраст судов, принимая во внимание только управленческие структурные вопросы)? Думается, нет. Почему?

С одной стороны, небольшая компания типа «Си лэнд», где президент компании и директор линии ежедневно участвуют в решении всех производственных и кадровых вопросов и принятие решения осуществляется в оптимально возможные сроки.

С другой стороны, наши громоздкие пароходства, где принятие решения проходит через ступени: начальник отдела — начальник управления — зам. начальника пароходства — начальник пароходства, которых, кроме проблем линейного судоходства, заботят балкеры, газовозы, пассажирские суда, танкеры и др., а кроме того, порты, заводы, строительство детских учреждений и т. д.

Но есть же гиганты и на Западе. Рассмотрим, например, структуру британской компании «Пи энд Оу». Это предприятие такого же масштаба, что и наше Балтийское пароходство. Общее число рабочих и служащих — 44 тыс. чел. Стоимость основных производственных фондов — 2,2 млрд. ф. ст. В том числе флот — 0,7 млрд. ф. ст., т. е. 32%. Остальное — это порты, причалы, здания, сооружения, автотранспортные средства и пр. Компания имеет 99 судов общим дедвейтом 2,3 млн. т. Показательно, что этот флот эксплуатируется 13 судоходными компаниями, 9 из которых полностью принадлежит «Пи энд Оу», а 4 контролируются только частично (их доля в тоннаже составляет всего 7%). Каждая из компаний работает на основе полной хозяйственной самостоятельности.

Взаимоотношения с головной компанией строятся так: в конце года руководство каждой из компаний составляет проект плана хозяйственно-финансовой деятельности на следующий год, который включает в себя доходы, расходы и прибыль, а также необходимые капитальные вложения на модернизацию, ремонт и пополнение флота. Этот план рассматривается на балансовом совещании в головной компании. С учетом финансовых показателей текущего года, достигнутого уровня рентабельности принимается решение о дальнейшем развитии компании, т. е. приобретении новых судов. В хозяйственном плане каждая компания имеет полную независимость. Однако капвложения централизуются головной компанией и распределяются в зависимости от уровня рентабельности той или иной компании.

На этом, пожалуй, и заканчиваются взаимоотношения дочерних компаний с головной. Вся текущая деятельность осуществляется самостоятельно. Оперативный контроль «сверху» ограничивается получением квартальных бухгалтерских балансов.

Офис головной компании немногочислен. В нем всего 92 сотрудника. Это финансовый отдел и главная бухгалтерия — 36 чел.; юридический отдел и секретариат — 20 чел.; общий отдел и отдел кадров — 36 чел.

Рассмотрим одну из основных дочерних компаний — «Пи энд Оу контейнерз». Она эксплуатирует 17 крупных контейнеровозов общим дедвейтом 630 тыс. т. По меркам линейного судоходства — это одна из крупнейших компаний мира. Что помогает компании поддерживать высокую конкурентоспособность? Безусловно, здесь и современный флот, и сеть собственных агентов, и четкое выдерживание расписания и т. д. Всем этим в той или иной мере располагают и наши судовладельцы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FaceCosmo.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: